Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов – Хвалите Имя Господне... и заканчивается чтением Евангелия.
Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа... после искушения и трудов – вселение в обетованную землю и небесное наследие через Иисуса». В это время воспоминается Воскресение Спасителя из мертвых, Его победа над смертью, и Святая Церковь хвалит Господа за Его неизреченные милости к роду человеческому.
Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим (Лк. 24, 1-10). Об этом событии повествуют тропари Ангельский собор (то есть собрание, лик ангелов). Если с воскресным днем совпадает большой праздник, то перед этими тропарями поется величание празднику.
Степенны, называемые также антифонами по способу их исполнения хорами попеременно, содержат моления об исправлении и очищении души благодатию Духа Святого. Девять стихов антифонов соответствуют пению девяти чинов ангелов, воспевающих Святую Троицу. Автором антифонов считается преподобный Феодор Студит (IX в.).
Степенны возвышают душу своим умиленно-покаянным содержанием и подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Содержание их заимствовано из псалмов, называемых степенными. Они как бы по степеням, ступеням, по лестнице духовной возводят душу христианина от земли к Небу, от скорби к радости, от бедствий к блаженному покою. Звон в это время напоминает об апостольской проповеди Евангелия. Евангелие, символизирующее Воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен.
Церковь готовит своих чад к чтению Евангелия, молится об их освящении и призывает все живущее к прославлению Господа: Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтобы быть достойным (славянск.– сподобитися) слышать евангельские слова, нужно внимать им, как самой Премудрости, быть простым (славянск.) – смиренным, осознавая себя нищим духом (Мф. 5, 3). Евангелие на утрене читает сам священник (при архиерейском служении – архиерей), изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом.
Воскресных утренних евангельских чтений 11 (по числу оставшихся верными Христу апостолов): Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 1-8; Мк. 16, 9-20; Лк. 24, 1-12; Лк. 24, 12-35; Лк. 24, 36-53; Ин. 20, 1-10; Ин. 20, 11-18; Ин. 20, 19-31; Ин. 21, 1-14: Ин. 21, 15-25.
В них повествуется о явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.
Чтение Евангелия делает нас духовными очевидцами воспоминаемых евангельских событий, вводит в живое, личное общение со Христом. Мы становимся участниками Его спасительных дел, истинными свидетелями Его Божественной славы. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу. Это убеждение выражает Церковь, когда, послепосле чтения Евангелия, поет; Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…
Чем торжественнее событие, тем покаяннее звучит в это время 50-й псалом. Это молитва грешного человека, который, созерцая радость духовного праздника Церкви, помнит о нечистоте своего сердца и страшится, что в Вечной Жизни не узрит Бога, будет отвергнут Им, услышит справедливые слова Господа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
Песнопения, сопровождающие псалом на Слава, и ныне, обращают нашу молитву к главным виновникам праздника и Пресвятой Богородице.
Чтение канона – важнейшая часть утрени. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. В обители преподобного Феодора Студита наименование «канон» получила большая по объему церковная песнь, со строго выдержанной литературной формой, исполняемая на утрене, после полиелея.
Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Первая строфа каждой из девяти песней канона – ирмос (в переводе с греческого – «связь») – связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой. Тропари канона начинаются припевами: для праздников Господних –Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Богородичных – Пресвятая Богородице, спаси нас; под воскресные дни – Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему; Слава, Господи Кресту Твоему Честному и Воскресению. Последний тропарь всегда посвящен Богородице. В конце каждой песни поется или читается малое славословие – Слава, и ныне. Заканчивается каждая песнь канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» – «схожу вниз»: для пения катавасий оба хора сходили с солеи вниз, на средину храма, где и пели это песнопение, как это делается поныне в некоторых монастырях.
Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное (славянск.: Чермное) море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). Вторая – по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. 32), и поется она только в Великий пост. Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: Утвердися сердце мое в Господе... (1 Цар. 2, 1-10). Четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твой и убояхся... (Авв. 3, 1-19). Пятая – по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: От нощи утренюет дух мой... (Ис. 26, 9-19). Шестая – по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: Возопих в скорби моей ко Господу Богу... (Иона 2, 3-10). Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки... (Дан. 3, 26-45).
На восьмой песни вместо Слава читается: Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа... и перед катавасией поется: Хвалим, благословим.., ибо три отрока в пещи прообразовали Святую Троицу, а также Воплощение Христово. Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк. 1, 68–79).
Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света песньми (обычно: в песнех) возвеличим, призывая к особому вниманию и торжественности. Пресвятая Богородица именуется Матерью Света, потому что от Нее воплотился Свет человеков (Ин. 1, 4-9) – Господь Иисус Христос. Далее поется песнь Богородицы – собственное славословие Богоматери, произнесенное при свидании с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи: Величит душа Моя Господа... (Лк. 1, 46-55). Господь даровал смиренной Богоматери премирное величие и поклонение всех родов земных. Господь всегда милует боящихся Его, низлагает надменных и возносит (прославляет) смиренных, обогащает благодатью сознающих свою нищету духовную, ищущих правды Его и лишает милости «богатящихся», гордых духом, мудрых пред самим собой и надмевающихся своим разумом (Ис. 5, 21).
Содержание этого гимна еще ветхозаветное, но новый смысл придают ему слова о «милости» и «благодати», которыми приветствовал Архангел Пресвятую Деву Марию.
Припевом ко всем шести стихам этой песни Богоматери служит песньЧестнейшую Херувим.., в которой «с особой выразительностью Пресвятая Дева исповедуется настоящей, действительной Богородицей и с великим дерзновением веры поставляется выше высочайших Ангельских чинов». Песнь Честнейшую Херувим написал святитель Косма, епископ Маиумский (VIII в.). Способные к созерцанию духовного мира неоднократно видели Пречистую Богоматерь, благословляющую поющих эту песнь.
Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон. На воскресной утрени, например, поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен, а за ними – канон святому из Минеи.
«В тройственный образ Божественной Троицы» канон делится на три части, – после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектений. После третьей песни читается седален, который повествует об обстоятельствах праздника. После шестой песни – кондак и икос, содержащие краткое изложение и похвалу события праздника или жизни святого.
Воскресные кондаки богословствуют о духовном содержании Воскресения Христова, а икосы живописуют внешнюю канву событий. Кондак и икос дополняют своим содержанием тропарь праздника.