Тропарь, глас 8
День Свято́й Тро́ицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα]) — один из главных христианских праздников, входящий в число Двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
Этот день является Днём рождения новозаветной (христианской) Церкви.
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим Вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
Как богословский, термин «харизма» —
это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в
Иерусалимском храме на празднике Пятидесятницы. Эти дары:
- мудрость;
- знание;
- умение различать духов;
- вера;
- чудеса;
- исцеление;
- пророчества;
- глоссолалия, т.е. дар говорения на языках;
- толкование языков.
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в. Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день
поминовения усопших.
В следующий за Пятидесятницей понедельник
совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен
Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть
(от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков,
отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и
Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит''. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух
Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по
слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь
по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся,
по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).
По традиции все храмы до отдания праздника Пятидесятницы украшаются молодыми берёзками (одним из символов России) и свежескошенной травой.