ЧТО ТАКОЕ ИСПОВЕДЬ?
Исповедь есть устное признание в грехах своих, которые тяжко лежат на совести. Покаяние очищает душу и делает ее готовой к принятию Духа Святаго, а исповедь только освобождает душу от грехов.
Полезна ли, нужна ли исповедь?.. Конечно полезна и даже необходима, потому что нельзя очистить посуду без того, чтобы не выбросить из нее прежде всей нечистоты, - так точно нельзя очистить душу свою от грехов без исповеди. Но скажите, довольно ли одной исповеди для получения Духа Святаго? Конечно нет, чтобы принять благовонный и драгоценный бальзам в оскверненную посудину мало того, чтобы только опорожнить ее, надобно вымыть ее водой и выжечь огнем. Так точно, чтобы получить Духа Святаго мало только исповедаться, или только рассказать грехи свои пред духовником, но надобно при сем и омывать душу свою покаянием или сокрушением и скорбью души, и выжигать ее добровольным терпением скорбей. Итак, вот что значит исповедь и покаяние!
В чем же заключается истинная и правильная исповедь?.. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов Таинством Покаяния, то нам надобно:
1) Прежде всего, веровать в Господа Иисуса Христа и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех, сколь бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения.
2) Иметь сокрушенное сердце. Кто есть Бог? И кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и правосудный Судия, а мы? Мы - слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколь противен Богу всякий грех, и сколь оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы бесконечно облагодетельствованные Богом нашим, смертные, дерзаем оскорблять Его - Всеблагого?.. Сокрушенное сердце - вот приятнейшая для Бога жертва! Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50; 19), - вот приношение Богу драгоценнейшее всех приношений и прикладов!
3) Простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они нам сделали вредного и оскорбительного. Простить... Что значит простить? Простить - значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать, совсем забыть и сверх того полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот что значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Так, тяжкое дело прощать обиды, но за это и велик тот, кто умеет прощать обиды; поистине, велик и пред людьми и пред Богом. Но если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощения у тех, кого мы обидели; так, оскорбил ли ты кого словом, проси прощения, приди и поклонись в ноги, и скажи: "Прости меня"; обидел ли ты кого делом, постарайся ступками своими перед ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколь бы они ни были тяжки, будут прощены тебе.
4) Без всякой утайки и чисто открыть грехи свои на исповеди священнику. "Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?" - говорят некоторые. Конечно для того, чтобы тем принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она без исповеди не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом, тот готов сознаться в грехах своих хотя бы целому свету, лишь бы только на страшном Суде Христовом они были сокрыты от Ангелов и святых человеков. Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: "Прощаю и разрешаю", но Дух Святый не простит и не разрешит его.
5) Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. Вот самая трудная обязанность!.. Но что же делать? Если хочешь быть в Царствии Небесном, если хочешь, чтобы Бог простил тебе грехи твои, то перестань грешить; только под этим условием Церковь разрешает кающегося от грехов сто.
Слышите, братия, Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать жизнь новую и святую. Итак, братия мои, прошу вас ради Бога, ради спасения вашего, постарайтесь переменить жизнь свою. И еще повторяю, что тот, кто совсем не имеет никакого намерения жить осторожнее, тот не получит прощения грехов своих от Бога. Аминь.
Полезна ли, нужна ли исповедь?.. Конечно полезна и даже необходима, потому что нельзя очистить посуду без того, чтобы не выбросить из нее прежде всей нечистоты, - так точно нельзя очистить душу свою от грехов без исповеди. Но скажите, довольно ли одной исповеди для получения Духа Святаго? Конечно нет, чтобы принять благовонный и драгоценный бальзам в оскверненную посудину мало того, чтобы только опорожнить ее, надобно вымыть ее водой и выжечь огнем. Так точно, чтобы получить Духа Святаго мало только исповедаться, или только рассказать грехи свои пред духовником, но надобно при сем и омывать душу свою покаянием или сокрушением и скорбью души, и выжигать ее добровольным терпением скорбей. Итак, вот что значит исповедь и покаяние!
В чем же заключается истинная и правильная исповедь?.. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов Таинством Покаяния, то нам надобно:
1) Прежде всего, веровать в Господа Иисуса Христа и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех, сколь бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения.
2) Иметь сокрушенное сердце. Кто есть Бог? И кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и правосудный Судия, а мы? Мы - слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколь противен Богу всякий грех, и сколь оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы бесконечно облагодетельствованные Богом нашим, смертные, дерзаем оскорблять Его - Всеблагого?.. Сокрушенное сердце - вот приятнейшая для Бога жертва! Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50; 19), - вот приношение Богу драгоценнейшее всех приношений и прикладов!
3) Простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они нам сделали вредного и оскорбительного. Простить... Что значит простить? Простить - значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать, совсем забыть и сверх того полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот что значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Так, тяжкое дело прощать обиды, но за это и велик тот, кто умеет прощать обиды; поистине, велик и пред людьми и пред Богом. Но если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощения у тех, кого мы обидели; так, оскорбил ли ты кого словом, проси прощения, приди и поклонись в ноги, и скажи: "Прости меня"; обидел ли ты кого делом, постарайся ступками своими перед ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколь бы они ни были тяжки, будут прощены тебе.
4) Без всякой утайки и чисто открыть грехи свои на исповеди священнику. "Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?" - говорят некоторые. Конечно для того, чтобы тем принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она без исповеди не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом, тот готов сознаться в грехах своих хотя бы целому свету, лишь бы только на страшном Суде Христовом они были сокрыты от Ангелов и святых человеков. Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: "Прощаю и разрешаю", но Дух Святый не простит и не разрешит его.
5) Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. Вот самая трудная обязанность!.. Но что же делать? Если хочешь быть в Царствии Небесном, если хочешь, чтобы Бог простил тебе грехи твои, то перестань грешить; только под этим условием Церковь разрешает кающегося от грехов сто.
Слышите, братия, Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать жизнь новую и святую. Итак, братия мои, прошу вас ради Бога, ради спасения вашего, постарайтесь переменить жизнь свою. И еще повторяю, что тот, кто совсем не имеет никакого намерения жить осторожнее, тот не получит прощения грехов своих от Бога. Аминь.
Иннокентий, митрополит Московский