Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:// пришел еси и явился еси Свет неприступный.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна // в водах Иорданских.
Ἐπεφάνης σήμερον τῇ οἰκουμένῃ, καὶ τὸ φῶς σου Κύριε, ἐσημειώθη ἐφ᾽ ἡμᾶς, ἐν ἐπιγνώσει ὑμνοῦντας σε· Ἦλθες ἐφάνης τὸ Φῶς τὸ ἀπρόσιτον.
История Праздника
В день крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления Тhео-fаniа. Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим; Бог Сын – крещением в Иордане; и Дух Святый – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день “Троическое явися (открылось) поклонение.”
Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.
Первые упоминания о празднике относятся к рубежу II и III веков. В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Эта дата и смысл праздника до сих пор сохраняется в Армянской апостольской церкви.
Представители Армянской апостольской церкви не участвовали в Халкидонском Соборе 451 года, где было принято раздельное празднование Рождества и Крещении.
В Коптской православной церкви празднование единого праздника Богоявления перенесено на 7 января.
Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого: Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение.
1. Купание в Крещенской проруби очищает человека от грехов.
Неправда.
Для очищения души от проказы греха человеку необходимо иметь раскаяние о своих поступках и желание исправить свою жизнь. Происходит Покаяние в присутствии священника-свидетеля, которому дана от Бога власть «вязать и разрешать».
Если вы так не думаете, то в лучшем случае, после купания в проруби на крещение, вам ничего не будет.
2. Вода в крещенский Сочельник получается Богоявленская, а в день Крещения – Крещенская, они разные по силе.
Неправда.
Вода одинаковая. Просто, основной запас ее делается в день Крещения, а в Сочельник кропят ею свои жилища и хозяйственные строения. Кроме окропления водой, на притолоках дверей и окон делается мелом изображение крестного знамения. В древности в день Крещения вспоминалось событие поклонения волхвов, поэтому в некоторых местах сохранился обычай мелом писать начальные буквы имен восточных царей: Валтасар, Мельхиор и Гаспар.
3. Крещенская вода заменяет собой Причастие.
Неправда.
Таинство Причащения (Евхаристии) совершается только в храме, и только во время главной службы, Литургии. В этом великом и главном таинстве, под видом Хлеба и Вина, христианин причащается истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа, соединяясь с Ним, и обновляясь для Вечной Жизни.
Крещенская вода хоть и является великой святыней (агиасмой), но, заменить Причастия собой не может ни при каких обстоятельствах.