Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Тропарь гл. 4
Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.
Кондак, гл. 8
Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еяже напившися обильно, царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
В пятую неделю вспоминается беседа Иисуса Христа с женщиной самарянской. Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане её, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира Христос (Иоан. 4:41-42).
В Самарии был колодец патриарха Иакова, выкопанный им на большой глубине в камне, этот колодец был единственным источником воды в той пустынной местности. Кто был на Святой земле, тот знает, какая там каменистая почва, и как редко встречается мягкий грунт. Представьте себе, сколько нужно было приложить труда патриарху Иакову, сколько пота пролить и мозолей натереть, чтобы выкопать этот колодец! И он в конечном итоге добрался до воды, которая находилась на большой глубине, что прообразовало то, насколько далека была еще новозаветная благодать, т.к. со времен Авраама, Исаака и Иакова продлилось 2 тысячи лет, 20 веков до встречи со Христом. Насколько глубок был этот пласт веков, настолько тяжело и глубоко было копать этот колодец Иакову, пробиваясь сквозь неверие и заблуждения своего народа.
Израильскому народу трудно было идти ко Господу в соседстве языческих народов, ведь и сами израильтяне были несовершенны да еще терпели соблазн от окружающих их диких восточных племен. Вот уж действительно, эти народы и были камни, которые пробивал Иаков, копая колодец, т.е. приготавливая проход к встрече с Господом Иисусом Христом, к Новозаветной вере.
Господь пришел и этот колодец Ветхозаветную веру упразднил за ненадобностью, потому что Он Сам — Источник благодати, как сказал об этом самаряныне, которую встретил возле колодца Иакова: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4; 14).
Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святой истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящий воскресный день в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной (Иоан. 4:23-24), св.ятая Церковь учит нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас.
Самарянка, собственно, символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Это была помесь израильтян с ассирийцами и другими народами, населявшими побережье Персидского залива. В 8 веке до Рождества Христова Господь попустил израильтянам попасть в Вавилонский плен на 70 лет за грехи и беззакония, за отпадение от веры отцов. Бог просто так не наказывает, вернее, это неправильное слово наказывает;, Господь ни о чем так не печется и не блюдет, как о том, чтобы оградить народ от безбожия и от падения человеческой души в руки сатаны. Когда человек гневается или осуждает, тоже грех, но это полбеды, ведь согрешивший придет и покается. А вот самое страшное, когда человек теряет истинную веру и погибает, т.к., находясь в заблуждении, уже не осознает своего падения, и сам отвергает средства ко спасению, у него нет аналоя с крестом и Евангелием, к которому можно припасть и раскаяться.
Самарянка олицетворяла собой всех людей, живущих на земле: и евреев, богоизбранный народ, которые знали Бога, хотя и не в Троице Сущего, как об этом было открыто только христианам; и язычников персов, ливанцев, сирийцев и др., которые заселили территорию плененных израильтян и, смешавшись с остатками евреев, стали называться самарянами. Самаряне из еврейской религии приняли только Пятикнижие Моисея, отвергнув всех остальных пророков
Когда Спаситель спросил самарянку о ее муже, она ответила, что не замужем, потому что 5 мужей, которых она имела, были незаконными. В толковании сказано, что 5 мужей женщины прообразовали Пятикнижие Моисея, которое было не спасительно. Этим Господь Иисус Христос показал, что Ветхий Завет был вне Евангельской благодати, и только Господь — Истинный Муж, ибо все человеческие души обручаются в жизнь Вечную и уневестивляются Спасителю. При восхождении на небо истинно верные в соединении со Христом прообразуют брак. В Священном Писании говорится, что семья, брак — это домашняя церковь. Так и душа со Христом это уже Церковь небесная, торжествующая.
Посмотрите, как Господь благоразумно приводил самарянку к вере! Он не сказал ей сразу: Оставь ведро и слушай Меня, Я Сын Божий», а постепенно подводил ее к тому, что она сама задавала вопросы. С каждым вопросом она умудрялась, училась, восходила от ступени к ступени и возвышалась духовно. Буквально за какие-то часы разговора, пока апостолы ходили за хлебом, она стала истинной христианкой, равноапостольной, сама познала Бога и побежала в город, чтобы рассказать и привести других ко Христу. Господь начал с нуля, постепенно ее наставлял, и когда она по внушению Божию спросила: Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей?(Ин. 4;12), то Господь ответил: «Всяк пияй от воды сея вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждеся во веки» (Ин. 4; 13, 14). Видите, как Господь вразумлял, подтягивал ее к познанию, что Он Сын Божий, и не Сам ей сказал об этом, а она додумалась, постигла эту истину.
А как мы поступаем, когда хотим привести кого-нибудь к вере? Берем сразу за грудки, волоком тянем: Кайся, негодяй, ты же пьяница, разбойник, а ну иди в церковь!» Кто же так делает?! Диалог Господа Иисуса Христа с самарянкой вот для нас пример, образец христианской проповеди о спасении, чтобы приводить людей к Богу и покаянию. А если б Он ей сказал, как апостолам: А ну-ка, иди за Мной! И что вы думаете, пошла бы она за Ним? Нет, она бы набрала воду, сказав: «Как ты смеешь со мной так разговаривать, иудей какой-то! Мы не общаемся с вами, и вернулась бы домой, а Он бы остался сидеть у колодца. Не правда ли?
И еще обратим внимание, что самарянка пришла к колодцу в полдень, потому что она была, как мы ее назовем, многомужняя, и ей стыдно было показаться на людях. Дело в том, что летом в Палестине страшная жара, и днем на востоке никто ничего не делает, все спят и отдыхают, все скрываются от жары, а ночью выходят на работу. А она с прочими ночью не ходила, потому что стыдилась, и пришла за водой днем. Этот день прообразовал наступающий день Христов, Новозаветную веру, пестуном которой был Ветхий Завет. Так и самарянка через это разделение стала христианкой, исповедницей Новозаветной религии.
Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения. В этой беседе с самарянкой Господь заменил Ветхозаветный Закон, данный Моисею на Синайской горе, на Новый Закон, который чаяли века и тысячелетия все люди во главе с богоизбранным израильским народом. А искупление Крестными Страданиями Христовыми и омытие Его Кровью людских грехов было актом амнистии рода человеческого. И Господь Иисус Христос Своим пришествием сменил этот источник другим, жизненно необходимым. Если колодец патриарха Иакова был в земле, то новозаветный колодец — сверху нас, с неба изливается вода, текущая в живот Вечный, та благодать, которую нужно добывать верой и стяжать в своем сердце. Вот какое чудо даровал нам Господь: после этой временной жизни — жизнь на небе!
Свт. Николай Сербский. Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!